"Строительные игры в развитии социально-коммуникативных навыков детей в разновозрастной группе" Тарасова И.М.
05.12.2021
В настоящее время очень много семей с
единственным ребёнком, и такие дети зачастую ограничены в общении со
сверстниками. На этом фоне разновозрастная группа имеет большой потенциал для развития
коммуникативных компетенций как малышей, так и старших дошкольников. В ходе взаимодействия детей разного
возраста происходит обогащение опыта детей межличностными отношениями – младшие
учатся у старших, которые являются для них образцом поведения и организаторами
их деятельности, старшие учатся помогать малышам, вовлекая их в свою
деятельность. В основном их взаимодействие происходит в игре.
И большим, и маленьким детям очень
нравятся строительные игры, они просты, универсальны в своём использовании,
доступны пониманию и организации в любом возрасте. Но у родителей не всегда
есть возможность приобрести игровой строительный материал, тем более крупные
конструкторы и модули
В процессе наблюдений
за детьми я увидела, что в условиях свободного общения дети старшего
дошкольного возраста предпочитают общаться со сверстниками. Младшие же
дошкольники больше стремятся к контактам со старшими по возрасту детьми (часто
просто наблюдают за деятельностью старших детей), проявляют интерес и к
совместной деятельности с ними и все дети любят общаться со взрослыми. При этом
дети разного возраста имеют разный уровень коммуникативных навыков и уровень
овладения игровой деятельностью. Этот фактор нередко приводит к конфликтам
между детьми.
Поэтому я решила
организовать работу с детьми так, чтобы было интересно и малышам, и старшим
дошкольникам, чтобы дети не ссорились, а, играя, обменивались опытом, учились
друг у друга. И строительные игры в этом просто незаменимы.
В нашей группе много разнообразного
строительного материала, от мелких конструкторов до крупных модулей, для них отведено большое пространство. Крупные модули,
кубики и конструкторы расположены в общедоступных местах. Конструкторы с
мелкими деталями («Лего», «Мозаики»), стоят на верхних полках, доступных для
старших дошкольников и недоступных для малышей, так как маленькие дети могут
брать мелкие детали в рот. Работая
с конструкторами, я организую как собственно конструктивную деятельность и
стройку, но чаще как элемент, дополнение и расширение игрового пространства
сюжетной, подвижной и других игр.
Руководить детской строительной игрой лучше
всего, играя вместе с ними. В игре я учу
детей новым игровым действиям, способам общения, формирую моральные качества.
Однако,
если постоянно играть с детьми, это может подавить их инициативу, привести к
выжидательной позиции. Поэтому, наблюдая за
детьми, я просто стараюсь направить их действия, предлагаю игры или сюжеты для игр, бывает для
начала игры достаточно подсказки
(«Машина-то у тебя без дороги» ), просьбы («Помоги построить дом для
мишки»).
Прямым и косвенным
руководством я способствую объединению детей, учу их распределять роли с учётом
возраста и игрового опыта, считаться с товарищами. При этом задачи ставлю по
отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Например, «Савелий, ты уже
большой и много умеешь, научи Богдана строить крепость». Или обращаюсь с
вопросом-просьбой «Дима, покажешь Даньке как играть в Лего?». Старшие дети
нередко сами организуют малышей для игры, как правило, у таких детей есть брат
или сестра, и для них привычна роль наставника. Я не прохожу мимо таких
ситуаций, активно поощряю и поддерживаю детскую инициативу.
Младшие
дети ещё недостаточно самостоятельны в выборе строительных игр, они с интересом
наблюдают за деятельностью старших товарищей, потом я предлагаю им совместно
построить башню синего цвета, маленький домик для зайки и большой дом для мишки,
гараж для машины и другое, в процессе мы беседуем, малыши выбирают нужные
детали и называют их, комментируют свои и мои действия. Нередко к таким играм присоединяются старшие
дошкольники. И уже они, а не я, помогают малышам осваивать азы строительных
игр. В такой совместной деятельности дети учатся слушать друг друга,
высказывать свои желания и считаться с мнение товарищей.
Чтобы помочь детям в
выборе темы для строительства, я часто использую игрушки («киндеры», кукольные театры и другие).
Мы выбираем и называем героев, подбираем нужный материал, сопутствующие детали,
обыгрываем постройки, придумываем действия и диалоги героев. Это может быть инсценировка хорошо
знакомой сказки, например «Три медведя», где старшие дошкольники выполняют роль
взрослого, а младшие им подыгрывают, или разыгрываем реальные истории из жизни,
например «Как мы с папой строили горку». По ходу игры дети договариваются между
собой, воплощают свой замысел, могут развить или изменить сюжет. И происходит
совместное творчество больших и маленьких.
Играя с тематическим
стройматериалом «Город», старшие дети называют, а младшие показывают различный
транспорт, беседуют о том, для чего нужны общественные здания (почта, магазин,
больница). Большие дети привыкают слушать малышей, подсказывать и помогать.
Малыши с большим удовольствием вступают в диалог.
Важное условие успешного руководства
играми – умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы. Это не
просто: ребенок, особенно в младшем возрасте, не всегда может поделиться со
старшими детьми своими намерениями, не у всех хватает компетенций
сформулировать и высказать свои желания. В таком случае я стараюсь помочь
советами, вопросами, предлагаю старшим ответить на вопросы младших. Для меня важно, чтобы дети проявляли доброжелательность, тактичность по отношению
друг к другу, помогали в случае затруднения, бережно относились к творческой задумке друзей.
Но при всем при этом, нельзя заставлять старших детей
играть с малышами в принудительной, ультимативной форме. Дети должны иметь
желание играть с другими детьми, как со сверстниками, так и с малышами.
Бывает и так, что у детей есть интерес к
сюжету игры, и знания, а игра не затевается. Тогда мы начинаем вспоминать и
беседовать о совместных действиях детей с родителями, занятиях, прогулках,
прочитанных книгах. Мои подсказки и советы будят в дошкольниках инициативу, развивают
способность идти от мысли к действию. Игра приобретает реальную форму: большой
дом вместо разрушенного теремка, ракета для полёта на луну, машина для
путешествий и другие. Однако я не
настаиваю на том, чтобы задуманная игра была доведена до конца, её участники
вправе переменить тему, или развить более интересный сюжет. Так теремок может
превратиться в замок для принцессы, а ракета в большой корабль для морской прогулки. Я помогаю детям
осознать свою самостоятельность, радость от достижения игровой цели. С
накоплением игрового опыта, дети усложняют постройки и содержание игры, я же
помогаю им согласовывать свой замысел с другими, распределять роли и задачи
соответственно игрового опыта и умений, стараясь сохранить их
самостоятельность.
Зачастую
при строительных играх между детьми возникают конфликты и разногласия: старшие
дети строят, малыши ломают. Так проявляется неумение младших строить из
доступных деталей и играть вместе с другими детьми. Младшие действуют доступным
им способом взаимодействия с игрушками, не понимая ценности чужого труда. В
этой ситуации важно объяснить старшим поведение маленьких, сгладить
отрицательные эмоции. Во избежание конфликтов можно выбрать несколько вариантов
организации игры, например:
- отвлечь малышей на другую игру
- отвлечь малышей на такую же игру, помочь
построить и всем
вместе восхищаться постройкой малышей
- предложить старшим детям помочь малышам
-
организовать совместную игру и радоваться результату
коллективного труда
- всем вместе возвести постройку из мягких
модулей и
вместе разрушить её, и снова построить
Главное – обеспечивать дальнейшее развитие положительных
отношений в игре, поддерживать интерес к
разным видам игр, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, способы
взаимодействия, элементы игровой обстановки, игровые правила.
Работая над темой
социально-коммуникативного развития, я увидела: что совместная строительная игра
помогла детям разного возраста объединиться. Старшие дети понимают, как и во
что, играть с малышами, доброжелательны по отношению к ним, умеют толерантно
относиться к недостаточному игровому опыту младших детей. Младшие дошкольники
чувствуют себя комфортно и просто в роли наблюдателя, и проявляя высокую
игровую активность.
В процессе разновозрастного взаимодействия
в строительных играх дети, как старшие, так и младшие, получают новые знания,
привычки, умения, закрепляют и обобщают их. Старшие относительно младших являются
более опытными, своего рода наставниками, а младшие, следя за поступками,
поведением и деятельностью старших, быстрее адаптируются в
обществе. Разновозрастное
детское сообщество создаёт эффективные условия для развития социальной
компетентности дошкольников, а в процессе строительных игр дети получают важную
дополнительную возможность в накоплении разнообразного игрового опыта и
социального взаимодействия, речевого, интеллектуального и морального развития.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2021
Дата обновления: 21.12.2021
Дата публикации: 05.12.2021