"Познаем мир вместе" Гуляева Н.В.
25.09.2021
Для детей дошкольного возраста
экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
"Лучше один раз увидеть, чем сто
раз услышать"- гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать
сделать своими руками» – утверждают педагоги-практики.
Ребенок – природный исследователь
окружающего мира. Через опыт личных ощущений, действий, переживаний,
открывается мир ребенку.
Одно из направлений касалось организации
специального экспериментирования детей.
Без специального обучения понятия
сохранения формируются с запозданием, что тормозит развитие мыслительных
способностей детей и затрудняет дальнейшее усвоение ряда школьных предметов.
Ребенку трудно понять, что объем, вес, площадь, число предметов сохраняется,
даже если изменяются внешние условия. Например, два пластилиновых шарика
остаются равными, если даже один из них принимает другую форму, например, форму
лепешки.
Обучение ребенка лучше проводить на
основе опытов, когда сами дети экспериментируют с различными материалами.
Ребенок, почувствовавший себя
исследователем, овладевший искусством экспериментатора, побеждает
нерешительность, и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива,
способность быстро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать
успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища, готовность прийти
ему на помощь в нужную минуту. Вообще, опыт собственных открытий – одна из
лучших школ характера.
Исследовательская деятельность требует
от исследователя корректировки поведения в зависимости от результатов
экспериментирования и теоретических обобщений. Исследование – это осознанная
рефлексируемая добыча новых знаний.
Экспериментирование требует от взрослого
умение грамотно планировать эту деятельность: отбирать познавательный материал,
систематизировать его в соответствии с выбранной проблемой, разработать
перспективный проект изучения материала, предусмотреть серию взаимосвязанных
опытов и экспериментов. Такой подход позволяет постепенно знакомить детей с
каким-то явлением, рассмотреть его с разных сторон. В домашних условиях вместе
с детьми младшего возраста можно провести следующие исследования:
«Получение нового цвета»
«Какие предметы самые тяжелые»
«Какие предметы быстрее тонут»
«Что такое воздух»
«Количество не зависит от величины и
формы»
«Чудесные превращения»
В старшем
возрасте «Голубая планета Земля»:
«Земля – наш космический дом»
«Сила всемирного тяготения»
«Ночное светило Земля»
Тема «Свойство воды»:
- капля воды под микроскопом;
- опыт с солевым раствором»
- испарение воды и т.д.
Наиболее значимыми для детей оказались
такие опыты: «От величины количество остается неизменным».
У ребенка в банке находятся
горошины, их четное количество. Предложить два пластмассовых
стаканчика. Предложите ребёнку брать в каждую руку по одной горошине и
одновременно опускать их в разные стаканчики. После того, как горох в баночках
закончится, задайте ребёнку следующие вопросы: «Как вы думаете, в каком
стаканчике горошин больше и почему? В группе дети говорили, что их равное
количество, затем на глазах у детей пересыпала горошинки в прозрачные стаканы:
один длинный узкий, другой широкий низкий. Задала аналогичные вопросы. Дети
сказали, что их одинаково. Тогда почему в одном стаканчике они раскатились по
всему дну, а в другом они поднялись? Молчание. И вдруг желаемые слова: горошины
ведь мы не убирали, а посуду поменяли, она другой формы. Другие дети тоже
закивали, оживились. Так давайте сделаем вывод: если предметы мы не убираем, а
только меняем форму сосуда, то их остается одинаковое количество.
Закрепите материал дома со своим
ребёнком . Далее провели опыт с водой и с соком. С помощью условной
мерки дети делили на всех одинаковое количество сока, но у всех детей
стаканчики были абсолютно разные. Спросила: «Ребята, а у кого сока налито
больше?» Только один ребенок сказал: «У меня, потому что у меня полный». На что
ребенок, который разливал сок, возразил: «Ты что, я же наливал всем одинаково».
Дети согласились, что у всех сока одинаково, и сделали второй вывод, что
жидкость принимает форму того сосуда, в который его наливают.
Функции таких занятий следующие:
1. Сообщить детям элементарные знания о
живой и неживой природе, труде людей ближайшего окружения детского сада и
города, об изменениях природы по временам года.
2. Обогатить личный опыт детей
конкретными представлениями путем проведения систематических наблюдений за
предметами и явлениями природы.
3. Раскрыть некоторые доступные для
этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений природы.
4. Формировать гуманное отношение детей
к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости защиты и сохранения
жизни на планете.
Классик отечественной психологической
науки Лев Семенович Выготский писал: «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил,
чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его творческая деятельность».
Споры о том, учить или не учить ребенка, остались в прошлом. Никто уже не
сомневается, что учить ребенка необходимо с самого раннего возраста. Наличие
исследовательских подходов в обучении, преобладание самостоятельного поиска
информации и экспериментирование даст несравненно больше пользы, чем обучение
детей традиционными способами.
Мы в группе много внимания уделяем развитию
познавательных способностей детей. Результат своей работы фиксируем с помощью фотоотчетов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2021
Дата обновления: 15.12.2021
Дата публикации: 25.09.2021