26.04.2024
ИКТ в развитии познавательной активности дошкольников
Слайд 2. Согласно ФОП ДО (Федеральная Образовательная
Программа Дошкольного Образования), одним из
направлений деятельности ДОУ (Дошкольное Образовательное Учреждение) является познавательное развитие детей. Работа по
данному направлению проходит через все разделы программы.
ФГОС ДО (Федеральный
Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования) даёт определение:
Познавательное
развитие — это совокупность
количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных
психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного
опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных
способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия
успешного овладения и выполнения деятельности.
Главная задача познавательного
развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить,
преодолевать трудности при решении разнообразных теоретических и практических
задач.
В настоящее время дети растут и
развиваются в условиях огромного информационного пространства. С самого
рождения они сталкиваются с современными технологичными достижениями. Телевидение,
компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, мобильные телефоны стали
повседневной потребностью подрастающего поколения, поэтому воспитание,
образование и развитие дошкольников требует современного подхода, использование
в образовательном процессе новых технологий, инноваций.
Слайд 3. Познавательная деятельность - это
активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она
характеризуется познавательной
активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта
этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть проблему и
самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения
поставленной задачи;
- добиваться результата и
анализировать его.
ИКТ с раннего детства входят в жизнь
ребёнка, даже маленький ребёнок уже умеет самостоятельно включать
телевизор/компьютер и находить нужный ему материал (мультфильмы/ролики), а как
мастерски, ещё не умея говорить, малыши овладевают сотовым телефоном. Но без помощи взрослого (педагога, родителя)
общение с ИКТ часто превращается в бесцельное манипулирование, просмотр даже
обучающих видео в простое развлечение, не завершенное выводами и не имеющее
познавательной ценности.
Слайд 4. Моя
задача, как педагога, подвести детей к пониманию, что ИКТ – это не только
развлекательный контент, но огромный ресурс новых знаний, научить их видеть
именно информационно-коммуникативные
возможности таких технологий.
Для эффективной организации деятельности
по развитию познавательной активности воспитанников, я строю работу в группе по
двум основным направлениям:
1. Совместная познавательная
деятельность воспитателя с детьми (для обогащения и закрепления знаний и опыта
детей)
2. Самостоятельная познавательная
деятельность детей (при накоплении детьми определённых знаний и опыта)
Я хочу рассказать о формах работы с
использованием ИКТ, способствующих развитию познавательной активности детей, которые
часто использую на занятиях и в течении дня в режимных моментах, свободной игровой
и продуктивной деятельности.
При этом компьютер/ноутбук/игрушка
рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как
универсальная информационная система, способная интегрировать с различными
направлениями воспитательно-образовательного процесса, обогатить развивающую
среду группы.
Слайд 5. Внедрение ИКТ в познавательную деятельность начинается
уже в младшем возрасте, и если компьютер ещё недоступен восприятию малыша, то
интерактивная книжка, как самый простой вариант ИКТ, ему вполне понятна. Таких
книжек сейчас выпускается огромное количество, разного формата, по разным
темам. Если такую книжку дать малышу сразу для самостоятельной игры, он
полистает странички, потыкает все кнопочки – и всё, интерес пропал, поэтому я
начинаю с совместной деятельности.
-
рассматриваем книжку, определяем тему (животные,
птицы, звуки и т.д.)
- рассматриваем
определённую картинку, ищем соответствующий ей звук (проверяем звучание кнопок, помогаю ребёнку найти кнопочку
соответствующую картинке, связать изображение на картинке и кнопке)
- пробуем
воспроизвести звук голосом
- показываю
картинку, прошу найти соответствующий звук или слушаем звук и ищем нужную
картинку.
Например: Кто это? Кошка. Как говорит кошка?
Мяу (ищем по рисунку и нажимаем кнопку).
Послушай звук, кто так говорит? Корова. Найди картинку, как говорит корова? Когда
дети осваивают игру, они уже могут играть самостоятельно индивидуально или
небольшой группой, но при этом, привлекая меня как зрителя, чтобы поделиться
своими знаниями.
Слайд 6. Для старших
детей есть книги с более сложными темами «Буквы и звуки», «Цифры», «Правила
дорожного движения», «Как звери в лесу живут» и другие. В таких играх у
ребятишек складываются более полные представления об объектах и явлениях
окружающего мира, происходит интеграция познания, коммуникации, развития речи.
Независимо от возраста, все дети любят
играть в такие интерактивные (или
говорящие) книжки, узнавать что-то новое, проверять и закреплять свои
знания, и особенно воспроизводить разные звуки. Для расширения разнообразия
тем, мы периодически обмениваемся книгами с другими группами, берём в
методическом кабинете, так же книги приносят дети.
Слайд 7. Для дошкольников у нас в группе
есть игровой детский компьютер. В компьютере 40 обучающих функций по темам:
«Учим буквы», «Учим слова», «Учим цифры» и, конечно, «Переменка». Такие игрушки
есть дома почти у каждого ребёнка, поэтому учить играть никого не приходится. И
даже если кто-то из детей затрудняется или не умеет, то знающие дети ему всё
самостоятельно объяснят и научат. В сложных играх я, конечно, помогаю
дошкольникам, например, в играх «Произнеси букву», «Слова синонимы», «Сосчитай
фигурки и напиши их количество». В игры «Переменки» дети играют в основном
самостоятельно, если затрудняются в играх «Учим время», «Учим дни недели» и
др., зовут меня на помощь. А вот в «Гонках» я не могу составить им конкуренцию.
Слайд 8. Чтобы детям было интересно на ознакомительных
занятиях, чтобы активизировать их познавательную активность, я использую
мультимедийные презентации. Презентация может быть, как отдельная составная
часть занятия, так и демонстрироваться на протяжении всего занятия в
чередовании с другими видами деятельности (беседа, выполнение заданий, игра,
физразминка), это помогает раскрыть заданную тему, создать нужный образ. В
презентации могут быть использованы фотографии, рисунки, отрывки из
мультфильмов, короткие видеоролики.
Слайд 9. Для закрепления новых знаний можно распечатать
раздаточный материал на каждого ребёнка для выполнения практического задания,
раздаточный материал может быть одинаковым
(на занятии после просмотра ролика о пользе сортировки мусора, все дети
выполняли одинаковое задание «Сортировка») или вариативным (занятие-презентация «Правила поведения на
природе», одни дети рисуют запрещающие знаки, другие – разрешающие). При
выполнении заданий дети стараются добиться хорошего результата, тем самым
проявив свои знания. Вариативные задания
в конечном итоге выполняют все дети, потому что всем хочется проявить свои
знания, показать, что они тоже могут справиться с заданием. Уже после занятия
дети самостоятельно выполняют задания, показывают мне свои результаты, и мы
вместе анализируем, оцениваем правильность выполнения, акцентируем внимание на
необходимости и практической значимости полученных знаний.
Слайд 10. Уже несколько
лет мы с детьми участвуем во Всероссийской Олимпиаде «Эколята – молодые
защитники природы», в региональном экологическом марафоне «Эколёнок» и других
конкурсах. За это время у нас сложилась своя система подготовки:
- смотрим
обучающее видео (выставляет организатор мероприятия)
- обсуждаем
тему, составляем план подготовки, ищем и делимся дополнительной информацией, читаем
книги, рассматриваем альбомы по теме, в игровой и продуктивной деятельности
закрепляем знания
- ещё раз
смотрим видео с остановкой кадров, проверяем и уточняем знания
- выполняем
практические задания (интерактивная игра, интеллектуальные задания, творческая
продуктивная деятельность)
Это не жёсткий неизменный план:
деятельность, её место в системе подготовки может варьироваться в зависимости
от поставленной задачи, знаний и интересов воспитанников. Творческие задания
могут выполняться вообще на протяжении всего периода подготовки, и затем
выбирается лучший вариант.
Такая система помогает моим воспитанникам не только
приобретать знания об окружающем мире, расширять свой кругозор, но и
становиться призёрами данных мероприятий. Отчёт о нашей общей деятельности я
выкладываю на сайте детского сада и прошу родителей вместе с детьми посмотреть
его. Дети радуются своим успехом, родители гордятся достижениями своих детей.
Что в свою
очередь стимулирует ребятишек для дальнейшей активной познавательной
деятельности, а родителей к сотрудничеству с детьми и со мной. Поделиться своим успехом на просторах
интернета, ещё одна положительная сторона ИКТ.
Слайд 11. И ещё хочу
обратить внимание на один маленький вопрос. Все интерактивные игрушки, детский
компьютер работают на батарейках. Когда батарейки садятся, приходят в
негодность, мы меняем их вместе с детьми. И каждый раз я задаю вопрос: «Что мы
будем делать с ненужными использованными батарейками?». И каждый раз дети с
удовольствием «кормят» нашего группового пожирателя батареек, чтобы потом сдать
их на переработку.
Слайд 12. По результатам
систематической работы с применением ИКТ, я вижу в своих воспитанника, развитие
всех характеристик познавательной активности:
- при озвучивании новой темы
занятия или познавательной\игровой деятельности дети понимают, что в этой
области у них недостаточно знаний (у кого-то больше, у кого-то меньше)–
это проблема, чтобы получить знания, нужно внимательно слушать, смотреть,
участвовать в обсуждении/беседе;
- ребёнок, пусть ещё не совсем
осознанно, планирует:
- активно участвовать в занятии/деятельности,
что-то узнать, что-то сделать по конкретной заданной теме
- или тихонько отсидеться, таких
детей я стараюсь заинтересовать и активизировать дополнительно;
- отбирает доступные и понятные
ему способы решения поставленной задачи: беседы с воспитателем и
родителями, книги, альбомы, дидактические игры и т.д., продуктивная
деятельность;
- старается запомнить информацию,
использовать её при выполнении заданий, в самостоятельной игровой и
творческой деятельности. По результатам выполнения анализируем
успехи/неуспехи детей (кто-то выполнил задание лучше, потому что был
внимательным, кто-то поленился и поэтому были ошибки), делаем вывод:
активный поиск информации, расширение своих знаний и умений, обогащение
практического опыта способствуют достижению поставленной цели, помогают
добиться успеха.
Влад – яркий
пример развитой познавательной самостоятельной активности. На рисунке
«Наша кошка, а в животике у неё котёнок». Он про это рассказал нам целый
научный материал.
И, всё таки,
меня радует, что при выборе между живым общением и компьютерной игрой,
большинство детей выбирает живое общение
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.12.2024
Дата обновления: 12.12.2024
Дата публикации: 26.04.2024