12.01.2024
Строительная площадка детских взаимоотношений
(развитие
социально-коммуникативных навыков дошкольников)
Слайд 2.
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила,
что некоторые дети испытывают затруднения в общении с детьми и взрослыми,
затрудняются самостоятельно вступать в контакт, адекватно оценивать свои способности
и эмоциональное состояние, выстраивать эффективные взаимоотношения.
Трудности в общении вызваны:
- недостаточным развитием у ребёнка игровых
умений и навыков
- неумением строить взаимоотношения со сверстниками
(уступить игрушку, помочь товарищу и т.д.)
- отсутствием умения управлять своим
поведением
- наличием отрицательных мотивов общения
(преобладанием эгоистических мотивов, стремлением к абсолютному
самоутверждению)
Особую
важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное
развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Это обусловлено чрезмерной
“интеллектуализацией» воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали
меньше общаться со взрослыми, со сверстниками, предпочитая современные гаджеты.
А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей,
раскрашивает её яркими красками.
Слайд 3.
В то
же время Федеральная образовательная программа ставит перед педагогами определённые
целевые ориентиры:
Целевые ориентиры воспитания детей на
этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы
дошкольного образования |
||
Направление воспитания |
Ценности |
Целевые ориентиры |
Социальное |
Человек,
семья,
дружба,
сотрудничество |
Проявляющий
ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми. Владеющий
основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
на основе общих интересов и дел. |
Слайд 4.
Исходя
из этих ориентиров, я строю свою работу с детьми в группе по социально-коммуникативному
развитию, определив для себя цель:
-
развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры
Для достижения цели я для себя сформулировала задачи:
- Создавать
в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных
ситуациях общения
- Обогащать
игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального
общения
- Знакомить
родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной
деятельности
Слайд 5.
Коммуникативные игры –
это игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и
доброжелательного отношения к сверстникам, это желание и умение вступать в
контакт с окружающими людьми (Н.В.Краснощекова).
Коммуникативные игры – это
совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества,
где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и
интересы друг друга. Это наиболее простой и эффективный способ развития навыка
общения у детей данной возрастной категории, они являются одним из средств
социального развития ребенка
Ключевым отличием коммуникативных игр является создание
условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится
сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких
игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или
решить задачу.
Слайд 6.
Основные задачи
коммуникативных игр:
-
развивать умение понимать и контролировать свои эмоции; считывать, понимать и
адекватно реагировать на эмоции сверстников.
-
способствовать развитию коммуникативных умений(навыков) и умений без насилия
разрешать конфликты
-
развивать позитивное отношение ребёнка к себе, к другим людям (сверстнику),
окружающему миру
-
развивать лидерские качества (общительность, открытость, эмпатийность, и т.д.)
-
повысить самооценку детей, их уверенность в себе и т.д.
Изучив методическую литературу, опыт
коллег, я выбрала и проводила в группе коммуникативные игры. Какие-то игры были
не очень интересны детям, какие-то были слишком сложны для восприятия или в
организации. Но многие игры «прижились» и регулярно проводятся в нашей группе
по моей или детской инициативе. При этом элемент социально-коммуникативного
воспитания пронизывает все игры и всю деятельность детей. Разные
коммуникативные игры можно найти в методической литературе и на просторах
интернета.
Слайд 7.
Я
хочу рассказать какие игры, упражнения и ситуации мы придумали сами с детьми и
проводим их в нашей группе.
*Игра на выражение и считывание эмоций
Вариант
1.
Цель:
учить детей адекватно выражать свои эмоции.
Ход:
ведущий (взрослый или ребёнок) задаёт эмоцию или эмоциональную ситуацию. Дети
выражают заданную эмоцию или реакцию на эмоциональную ситуацию.
Например:
вам рассказали смешную историю;
вы чем-то недовольны;
вы встретили друга и т.д.
Вариант
2.
Цель:
учить детей считывать эмоции других людей по невербальным признакам (мимике,
жестам, позе)
Ход:
ведущий (взрослый или ребёнок) своей позой, мимикой, жестами показывает
задуманную эмоцию, остальные дети должны назвать её.
*Такая
игра развивает эмоциональный интеллект детей, обогащает и активизирует
словарный запас, способствует спонтанному эмоциональному общению. Проводим игру
в вечернее время малыми группами.
Слайд 8.
*По
инициативе детей у нас возникла и прижилась социально-коммуникативная ситуация «Я знаю (я умею) – я вас научу»
Бывают
ситуации, когда ребёнок приносит из дома новые умения, знания, незнакомые
другим детям, и, конечно, ему хочется поделиться своими умениями с другими
детьми. Я поддерживаю такую инициативу, помогаю необходимым материалом, оборудованием.
Руслан:
«Я умею вырезать снежинки, меня бабушка научила. А я вас научу»
Полина:
«У меня есть цветочки, и я умею их вырезать. И вас научу»
Рита:
«Мама научила играть меня в ладушки. Я тебя научу»
Саша:
«Я знаю что-то интересное о фруктах и могу вам рассказать»
Часто
результаты продуктивной деятельности получают продолжения, так снежинками мы
украсили группу, цветочками украсили свою фотогазету. И пусть снежинки ещё
неказистые, цветочки вырезаны не совсем по контуру, всё это сделано руками
детей, и значит у детей есть повод гордиться своими достижениями.
*Данная
игра-ситуация помогает детям проявить свои лидерские качества, повысить
самооценку, развивает способность доносить информацию до собеседника. Ситуация
может возникнуть в любое свободное время, и, если не входит в конфликт с
режимным моментом, обязательно поддерживается.
Слайд 9.
*Коллективная
игра «Я говорю!»
Обычно,
эта игра проводится в ожидании ужина.
Цель:
помочь детям преодолеть страх публичных выступлений.
Ход:
дети организуют зрительный зал, любой ребёнок по желанию выступает перед
зрителями (рассказывает стих, короткую историю из своей жизни или сказку)
*в
этой игре ребёнок учится владеть вниманием товарищей с помощью выразительной
речи, эмоциональностью выступления, выразительностью мимики, жестов.
Дети-зрителя учатся слушать, позитивно оценивать своих товарищей.
Слайд 10.
*Самым
большим достижением я считаю нашу «Стройплощадку»
Когда,
несколько лет назад, у нас появились первые крупные модули, я учила детей
строить и играть с постройками, и набиралась игрового опыта вместе с детьми. Мы
строили корабли и машины, ракеты и самолёты. Но больше всего детям нравится
строить домики, большие для всех
детей или маленькие на два-три ребёнка. С тех пор наш строительный материал
пополнился диванными подушками, матрасиками, большим покрывалом, лёгкой
переносной ширмой, двумя палатками, часто задействуются столы и стулья. И всё
это дети используют в строительстве и последующей игре.
Слайд 11.
«Стройплощадка»
- это кладезь для социально-коммуникативного развития детей. Для организации
игры детям нужно договориться, кто с кем хочет строить и играть, как поделить
строительный материал, чтобы всем хватило, кто какой дом хочет построить.
Слайд 12.
Порой
игра распространяется на всё пространство группы, в каждом домике свои жители,
свои правила, разворачивается своя деятельность: чаепитие, рисование (ведь
рисовать в своём домике с друзьями намного интереснее, чем просто за столом),
лечение кукол и «больных» товарищей и др.. При этом развивается и общий большой
сюжет: дети ходят друг к другу в гости, принимают гостей, помогают соседям,
если у них что-то не получается.
В
процессе игры дети активно общаются между собой: обмениваются мнениями и
опытом, учатся отстаивать свою точку зрения, принимать конструктивные решения. Периодически
я тоже включаюсь в игру, чтобы научить детей чему-то новому или решить сложную
конфликтную ситуацию.
Слайд 13.
Систематический
образовательный процесс по социально-коммуникативному развитию на этапе
завершения освоения ФОП сформирует у всех детей коммуникативную готовность.
Коммуникативная
готовность – это умение ребёнка строить свои взаимоотношения с другими людьми:
Ø Играть и общаться
с другими ребятами
Ø Быть включённым в
детский коллектив и уметь жить по его законам
Ø Общаться со
взрослыми людьми, соблюдая правила культурного общения
Ø Доброжелательность
и отсутствие агрессивности
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.12.2024
Дата обновления: 12.12.2024
Дата публикации: 12.01.2024