Презентация опыта работы "Строительная площадка детских взаимоотношений"

12.01.2024

Строительная площадка детских взаимоотношений

(развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников)

 

Слайд 2.

Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что некоторые дети испытывают затруднения в общении с детьми и взрослыми, затрудняются самостоятельно вступать в контакт, адекватно оценивать свои способности и эмоциональное состояние, выстраивать эффективные взаимоотношения.

Трудности в общении вызваны:

- недостаточным развитием у ребёнка игровых умений и навыков

- неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку, помочь товарищу и т.д.)

- отсутствием умения управлять своим поведением

- наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием эгоистических мотивов, стремлением к абсолютному самоутверждению)

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией» воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться со взрослыми, со сверстниками, предпочитая современные гаджеты. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает её яркими красками.

    Слайд 3.

В то же время Федеральная образовательная программа ставит перед педагогами определённые целевые ориентиры:

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения

Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Направление воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Социальное

Человек,

семья,

дружба, сотрудничество

Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

 

Слайд 4.

Исходя из этих ориентиров, я строю свою работу с детьми в группе по социально-коммуникативному развитию, определив для себя цель:

 - развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры

Для достижения цели я для себя сформулировала задачи:

  • Создавать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
  • Обогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального общения
  • Знакомить родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельности 

Слайд 5.

     Коммуникативные игры – это игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и доброжелательного отношения к сверстникам, это желание и умение вступать в контакт с окружающими людьми (Н.В.Краснощекова).

      Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Это наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории, они являются одним из средств социального развития ребенка

       Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.

Слайд 6.

Основные задачи коммуникативных игр:

- развивать умение понимать и контролировать свои эмоции; считывать, понимать и адекватно реагировать на эмоции сверстников.

- способствовать развитию коммуникативных умений(навыков) и умений без насилия разрешать конфликты

- развивать позитивное отношение ребёнка к себе, к другим людям (сверстнику), окружающему миру

- развивать лидерские качества (общительность, открытость, эмпатийность, и т.д.)

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе       и т.д.

 

     Изучив методическую литературу, опыт коллег, я выбрала и проводила в группе коммуникативные игры. Какие-то игры были не очень интересны детям, какие-то были слишком сложны для восприятия или в организации. Но многие игры «прижились» и регулярно проводятся в нашей группе по моей или детской инициативе. При этом элемент социально-коммуникативного воспитания пронизывает все игры и всю деятельность детей. Разные коммуникативные игры можно найти в методической литературе и на просторах интернета.

Слайд 7.

Я хочу рассказать какие игры, упражнения и ситуации мы придумали сами с детьми и проводим их в нашей группе.

*Игра на выражение и считывание эмоций

Вариант 1.

Цель: учить детей адекватно выражать свои эмоции.Хочу такой сайт

Ход: ведущий (взрослый или ребёнок) задаёт эмоцию или эмоциональную ситуацию. Дети выражают заданную эмоцию или реакцию на эмоциональную ситуацию.

Например: вам рассказали смешную историю;

                   вы чем-то недовольны;

                   вы встретили друга  и т.д.

Вариант 2.

Цель: учить детей считывать эмоции других людей по невербальным признакам (мимике, жестам, позе)

Ход: ведущий (взрослый или ребёнок) своей позой, мимикой, жестами показывает задуманную эмоцию, остальные дети должны назвать её.

*Такая игра развивает эмоциональный интеллект детей, обогащает и активизирует словарный запас, способствует спонтанному эмоциональному общению. Проводим игру в вечернее время малыми группами.

Слайд 8.

*По инициативе детей у нас возникла и прижилась социально-коммуникативная ситуация «Я знаю (я умею) – я вас научу»

Бывают ситуации, когда ребёнок приносит из дома новые умения, знания, незнакомые другим детям, и, конечно, ему хочется поделиться своими умениями с другими детьми. Я поддерживаю такую инициативу, помогаю необходимым материалом, оборудованием.

Руслан: «Я умею вырезать снежинки, меня бабушка научила. А я вас научу»

Полина: «У меня есть цветочки, и я умею их вырезать. И вас научу»

Рита: «Мама научила играть меня в ладушки. Я тебя научу»

Саша: «Я знаю что-то интересное о фруктах и могу вам рассказать»

Часто результаты продуктивной деятельности получают продолжения, так снежинками мы украсили группу, цветочками украсили свою фотогазету. И пусть снежинки ещё неказистые, цветочки вырезаны не совсем по контуру, всё это сделано руками детей, и значит у детей есть повод гордиться своими достижениями.

*Данная игра-ситуация помогает детям проявить свои лидерские качества, повысить самооценку, развивает способность доносить информацию до собеседника. Ситуация может возникнуть в любое свободное время, и, если не входит в конфликт с режимным моментом, обязательно поддерживается.

 

Слайд 9.

*Коллективная игра «Я говорю!»

Обычно, эта игра проводится в ожидании ужина.

Цель: помочь детям преодолеть страх публичных выступлений.

Ход: дети организуют зрительный зал, любой ребёнок по желанию выступает перед зрителями (рассказывает стих, короткую историю из своей жизни или сказку)

*в этой игре ребёнок учится владеть вниманием товарищей с помощью выразительной речи, эмоциональностью выступления, выразительностью мимики, жестов. Дети-зрителя учатся слушать, позитивно оценивать своих товарищей.

Слайд 10.

*Самым большим достижением я считаю нашу «Стройплощадку»

Когда, несколько лет назад, у нас появились первые крупные модули, я учила детей строить и играть с постройками, и набиралась игрового опыта вместе с детьми. Мы строили корабли и машины, ракеты и самолёты. Но больше всего детям нравится строить домики, большие для всех детей или маленькие на два-три ребёнка. С тех пор наш строительный материал пополнился диванными подушками, матрасиками, большим покрывалом, лёгкой переносной ширмой, двумя палатками, часто задействуются столы и стулья. И всё это дети используют в строительстве и последующей игре.

Слайд 11.

«Стройплощадка» - это кладезь для социально-коммуникативного развития детей. Для организации игры детям нужно договориться, кто с кем хочет строить и играть, как поделить строительный материал, чтобы всем хватило, кто какой дом хочет построить.

Слайд 12.

Порой игра распространяется на всё пространство группы, в каждом домике свои жители, свои правила, разворачивается своя деятельность: чаепитие, рисование (ведь рисовать в своём домике с друзьями намного интереснее, чем просто за столом), лечение кукол и «больных» товарищей и др.. При этом развивается и общий большой сюжет: дети ходят друг к другу в гости, принимают гостей, помогают соседям, если у них что-то не получается.

В процессе игры дети активно общаются между собой: обмениваются мнениями и опытом, учатся отстаивать свою точку зрения, принимать конструктивные решения. Периодически я тоже включаюсь в игру, чтобы научить детей чему-то новому или решить сложную конфликтную ситуацию.

Слайд 13.

Систематический образовательный процесс по социально-коммуникативному развитию на этапе завершения освоения ФОП сформирует у всех детей коммуникативную готовность.

Коммуникативная готовность – это умение ребёнка строить свои взаимоотношения с другими людьми:

Ø Играть и общаться с другими ребятами

Ø Быть включённым в детский коллектив и уметь жить по его законам

Ø Общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного общения

Ø Доброжелательность и отсутствие агрессивности

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.12.2024

Дата обновления: 12.12.2024

Дата публикации: 12.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».