Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ через музыку.
09.09.2024
АДАПТАЦИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ
Проблема
адаптации детей в ДОУ сегодня остается особо актуальной, несмотря на активное
реформирование системы дошкольного образования, т.к. все больший процент детей
рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы
врожденных адаптационных механизмов.
Особо важным
становится взаимодействие всех субъектов педагогического процесса. Эффективным
средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни и
развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в
период его адаптации.
Музыка -
источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя
красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности
раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия
основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному
психическому, физическому и личностному развитию малыша.
Важнейшей
задачей музыкального воспитания детей раннего возраста в нашем ДОУ является
формирование ведущего компонента музыкальности - развитие эмоциональной
отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений,
образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном
исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.
Дети раннего
возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они
испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь
оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену
настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека.
Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно;
достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать
состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих
чувств, эмоций, переживаний.
Занимаясь
музыкой с детьми группы раннего возраста, мы не ставили задачу развития
собственно музыкальных способностей детей. Наша цель заключалась в том, чтобы
стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные
игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства
ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное,
помочь благоприятно адаптироваться к детскому саду.
Все занятия мы
проводим в игровой форме, продолжительность занятий не превышала 10-12 минут.
Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивалась единой сюжетной
линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. На занятиях мы
используем следующие упражнения:
1. Развивающие
слуховое внимание.
Одной из
важнейших задач в этом направлении работы есть формирование умения детей
слышать и слушать. Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и
подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные
(контактные) игры; игровой массаж; подвижные игры; музыцирование на детских
музыкальных инструментах.
Так же в своей
работе используем интерес малышей к музыкальным инструментам и их попытки
осваивать различные способы звукоизвлечения. Знакомство с различными
музыкальными инструментами - духовыми (дудочка, свирель), ударно-клавишными
(детское пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан), струнными
(балалайка) - позволяют детям различать тембры разных музыкальных инструментов.
Дети в зависимости от характера музыки подыгрывают польку - на погремушках,
марш - на барабане, а колыбельную - на металлофоне. Звуки металлофона, пианино,
дудочки приводят детей в спокойное, уравновешенное состояние. Особенно
меленьким детям нравится звук металлофона. Его чарующие звуки могут остановить
и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки
самому. Металлофон помогает установлению внимания детей, его негромкий звук
активизирует процесс вслушивания, узнавания.
Для слушания
музыки в раннем возрасте мы выбираем небольшие по объёму произведения с яркой
мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в
спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый
темп затрудняет восприятие мелодии.
Для реализации поставленных задач используем инструментальные и
вокальные произведения известных композиторов-классиков: П.И. Чайковского,
М.И. Глинки, и многих других, так как именно классическая музыка
способствует наилучшей стабилизации психо-эмоционального состояния детей.
Положительный эффект имеет интегративные занятия, например: во время слушания
музыки детям предлагаем рисовать. В процессе этой совместной
деятельности, наблюдали, какая музыка и какой громкости будет помогать
этому процессу. Было отмечено благотворное, гармонизирующее воздействие музыки
на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты » Л.Бетховена, «Лебедя»
Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы»
П.И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.
Рисование под
классическую музыку повлияло на выбор детьми цветовой гаммы - от темных тонов
малыши постепенно переходили к более светлым, ярким тонам, это позволяло снимать
внутреннее напряжение детей и сосредоточить, уравновесить эмоциональное
состояние. Таким образом, нами было установлено, что специально подобранная
музыка в момент рисования как бы «просветляет» психо-эмоциональное состояние
детей, а спокойный характер и негромкое звучание стимулирует их изобразительную
деятельность.
Организация
внимания детей во многом зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса
ребенка к объекту. Для развития устойчивости внимания на занятиях используются
приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание
контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик - «весело
звенит, всех ребят веселит»).
Наряду с
традиционными видами занятий в группах раннего возраста, мы используем и занятия
особого вида, такие как сюжетно-игровые. Наличие образно-игровой основы в
подобного рода музыкальных занятиях соответствует возрастному этапу развития
детей и задачам по коррекции их поведения. Фронтальные методы работы
обязательно сочетаются с индивидуальными. В данной работе используется
репертуар: - «Догони зайчика» Е.Тиличеевой, «Мышки и кот» Т.Бабаджан, «Мячик»
Р.Рустамова, «Пляска-приглашение» В.Журбинской. В зависимости от содержания
музыкального материала привлекаем к работе гиперактивного ребенка или,
наоборот, неконтактного, что в свою очередь помогает таким детям быстрее
включиться в работу.
Эффективность
в заинтересованности ребёнка в продуктивной деятельности имеет
использование игровых сюжетов, основанные на игровом образе воспитателя (музыкального
руководителя), который в течение всего занятия находится в разных ролях:
бабушки, кота, курицы-наседки, мамы-мышки, мамы-кошки и другие. В данном методе
используется репертуар: «Ладушки» Н. Римского-Корсакова, «Ладушки» А. Лядовой,
«Ладушки» З. Левиной.
Обширное
использование фольклора так же определяет игровое взаимодействие «бабушек» и
детей: имитационные образные движения «подсказаны» текстом русских народных
потешек («печем оладушки», игры с «ручками-птичками», пропевание
уменьшительно-ласкательной формы своего имени и другие). В основе занятий
используются игровые действия из русских народных игр и «пестушек», которые
наиболее любимы детьми и позволяют мягко включать в деятельность
неадаптивных детей.
Ценность
игрового персонажа для малышей возрастает многократно, ведь они получают в
условиях игры от знакомого и привлекательного персонажа и участливый взгляд, и
улыбку, и искреннюю заинтересованность, и поддержку. Все это настраивает детей
на эмоционально-позитивную атмосферу в музыкально-игровой деятельности.
При
организованном прослушивании музыки мы отмечаем у детей некоторую динамику в их
эмоциональном состоянии. Они по-разному реагируют на музыку контрастного
характера (плясовую и колыбельную). Задорный, веселый характер плясовой музыки
вызывает незамедлительную двигательную реакцию детей. Колыбельные песни
успокаивают, настраивают на отдых: ласковые, нежные, негромкие по звучанию -
они оказывают благотворное влияние на общение с ребенком.
Для выражения
своей любви к ребенку, нежности, заботы, веры в его ум, силу, красоту,
исполняются песенки-зовы: («Ванечка хороший, Ванечка пригожий…», «Маша
черноброва… », «Даша - радость наша…» и т.д.), что всегда нравиться малышам.
Наибольшего эффекта, мы достигаем при помощи индивидуального общения с
ребенком, поэтому при проведении игр и занятий по возможности чаще обращались к
каждому ребенку в отдельности.
2. Упражнения,
развивающие чувство ритма
Как
свидетельствовали наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия
музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её
ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения
речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно,
непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с
восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
Развитие
чувства ритма является еще и столь необходимым для коррекции
поведения детей. Ритм помогает вхождению в различного рода
деятельность. А так же используем и игры, имеющие стихотворное и двигательное
сопровождение, с помощью которого отрабатывается определенный ритм речи,
развивается речевой слух.
3. Упражнения,
развивающие пространственные представления.
Эти упражнения
помогают детям освоить все пространство музыкального зала и использовать это
пространство целенаправленно. Для этого мы предлагаем детям ходьбу в разных
направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик»,
«Солнышко и дождик» и т.д.
4. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой
моторики.
Ёще один
способ исполнения песни с показом действий, в которые входят малые
фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки.
Подбор упражнений заключается в образности движений и восприятию их на
эмоциональном уровне: игра кистями рук, загиб пальчиков, движение рук вперед,
изменение ритма движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости
звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают», «идет коза рогатая»).
Этот способ способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений,
развитию внимания и памяти малышей, что отражается на нормализации поведения
детей.
5. Игры и
упражнения развивающие коммуникативные навыки. Занятия
направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со
сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки,
обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.
Исходя, из
выше изложенного практического опыта можно сделать вывод, что музыка в
состоянии помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение
ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря
восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок,
предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием
конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный
тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая
вовремя того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в
музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных
ассоциаций. Такое участие взрослого является наиболее безопасным (не пугает и
не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие, а так
же более тесные эмоциональные отношения, что в свою очередь благоприятно
влияет на адаптацию детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения,
наполняет жизнь радостными и яркими впечатлениями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.09.2024
Дата обновления: 10.09.2024
Дата публикации: 09.09.2024