18.02.2024
Одним из важных и востребованных
направлений современной дошкольной педагогики становится экономическое
воспитание. Обучение основам финансовой грамотности приближает дошкольников к
реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые
качества.
Первое знакомство дошкольников с экономикой происходит в семье. Ребенок
участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин,
иногда сам делает покупки, ему дарят наличные деньги, он копит их, то есть,
получает экономический опыт. Задача педагога не только дать какой-то объем
экономических знаний, но и научить правильно этими знаниями распоряжаться.
Цели экономического воспитания:
·
Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и
разумному использованию;
·
Ввести детей в сложный мир финансовых отношений с помощью игр, экономических задач, кроссвордов,
обучающих мультфильмов и сказок.
·
Объяснить взаимосвязь между экономическими понятиями- труд, товар, деньги,
стоимость, цена,
·
и нравственными - бережливость, честность, экономность, достоинство,
щедрость.
·
Познакомить с экономическими терминами;
·
Показать, как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях,
развивать разумные потребности.
Финансовую
грамотность с детьми я начала с использования игровых технологий:
Игра – наиболее
приемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок
делает для себя выводы, а педагог его направляет. Это знакомства детей с такими сюжетно-ролевыми
играми, как «Семья», «Супермаркет», «Парикмахерский салон», «Кафе», «Аптека».
Эти игры помогают сделать экономику понятной. В процессе игры создаются
наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим
знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, а также
устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Мы сделали с детьми
весёлые кошельки, вырезали деньги и монеты.
Чтобы дети познакомились
с денежными знаками сделала дидактическую игру «Собери монеты в копилку».
Дети познакомились с
такими понятиями, как «чек» и «цена»
В ходе игр важно периодически создавать
для детей проблемную ситуацию, требующую выбора:
например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно
накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства
или на новую одежду и т. д.
Подобрала такие
дидактические игры, в которых моделируются реальные жизненные ситуации:
операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, оказание
платных услуг и др.
Большую помощь оказали дидактические игры (печатные и изготовленные
нами): «Кем быть?», т.к. детям нужно знать о том, какой профессией занимаются люди, его родители. «Хочу и надо», «Что
можно и что нельзя купить за деньги», «Попробуй, объясни» «Денежка без сдачи»,
«Финансовые парочки», «Разрезные купюры».
В дидактических играх
уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений,
терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Так же нужно включать пособия на установления
последовательности действий для изготовления какого-то продукта.
(«Откуда хлеб пришел?», «Как
появляется книга?», «Строительство дома»,
«Как появляется
платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для
различных профессий («Кому что требуется для работы).
Большую роль в подготовке
и проведении игр, бесед, занятий сыграло использование
художественной литературы.
Дети познакомились с книгами по финансовой
грамотности, такие как Т.Попова
«Откуда берутся деньги?», «Сказки дядюшки
Финансиста», Успенский «Простоквашино».
Конечно же, мы вспомнили и про «Муху-Цокотуху»
К. Чуковского, «Золотой
ключик, или Приключения
Буратино» А. Толстого и др. «Мена».
Не остались в стороне
пословицы и поговорки о труде, деньгах, бережливости, добропорядочности. Дети с
удовольствием собирали «Рассыпавшиеся пословицы», которые были оформлены в виде
иллюстрированных карточек.
Составлен и оформлен
«Экономический словарик», к нему подобраны предметные картинки.
Чтобы
экономика стала для дошкольников интересной и
понятной, использовала проектную технологию, проект «Юный финансист» в ходе
которого дети узнали о деньгах, о цене товара, посмотрели презентацию «История денег»,
мультфильм «Как старик корову продавал». Было проведено занятие «Дом, в котором
«живут» деньги», дети узнали, что банк принимает деньги на хранение, выдает
деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия»,
викторины, соревнования. В свободное время дошкольники старших групп могут поиграть в настольные
игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»,
закрепляя тем самым экономические понятия. В эти игры играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно
сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и
комментариев.
В старшем дошкольном возрасте проводила с детьми познавательные
занятия, доносила до детей интересную информацию, сочетая свой
рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными
единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и
фотографии.
Экономика –
замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных
навыков. Такие занятия проводила в форме диалога. Воспитатель формирует
четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом
совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
На каждом этапе
обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся,
надо помогать, но и делать все за него не
стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.
Значимую роль в работе
по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка
ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного
достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить,
как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д.
Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания
того, что достойная оплата- это упорный квалифицированный труд.
Разместила на сайте и
в родительских уголках такие консультации для родителей:
«Формирование
основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»,
«Зачем нужна ребёнку финансовая
грамотность»
Памятки: «Формируйте у детей разумные
потребности», «Учите детей считать деньги».
Отношение родителей к деньгам, к труду,
ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции – все
это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного
типа экономического поведения. В своей работе я убедилась, что использование
инновационных технологий и форм работы оптимизирует образовательно-воспитательный
процесс, делает его более привлекательным для детей, расширяет возможности
подачи и закрепления материала.
Вывод: Формирование
экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает
экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему
хозяину, умеющему считать деньги.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.02.2024
Дата обновления: 19.02.2024
Дата публикации: 18.02.2024