«Использование инновационных методов и приёмов по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

18.02.2024

 Одним из важных и востребованных направлений современной дошкольной педагогики становится экономическое воспитание. Обучение основам финансовой грамотности приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества.

       Первое знакомство дошкольников с экономикой происходит в семье. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, ему дарят наличные деньги, он копит их, то есть, получает экономический опыт. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но и научить правильно этими знаниями распоряжаться.

       Цели экономического воспитания:

·        Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

·        Ввести детей в сложный мир финансовых отношений с помощью игр, экономических задач, кроссвордов, обучающих мультфильмов и сказок.

·        Объяснить взаимосвязь между экономическими понятиями- труд, товар, деньги, стоимость, цена,

·        и нравственными - бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость.

·        Познакомить с экономическими терминами;

·        Показать, как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

 Финансовую грамотность с детьми я начала с использования игровых технологий:

Игра – наиболее приемлемый способ обучения для дошкольниковЗнания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Это знакомства детей с такими сюжетно-ролевыми играми, как «Семья», «Супермаркет», «Парикмахерский салон», «Кафе», «Аптека». Эти игры помогают сделать экономику понятной. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, а также устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Мы сделали с детьми весёлые кошельки, вырезали деньги и монеты.

Чтобы дети познакомились с денежными знаками сделала дидактическую игру «Собери монеты в копилку».

Дети познакомились с такими понятиями, как «чек» и «цена»

 В ходе игр важно периодически создавать для детей проблемную ситуациютребующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду и т. д.

Подобрала такие дидактические игры, в которых моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, оказание платных услуг и др.

       Большую помощь оказали дидактические игры (печатные и изготовленные нами): «Кем быть?», т.к. детям нужно знать о том, какой профессией занимаются люди, его родители. «Хочу и надо», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Попробуй, объясни» «Денежка без сдачи», «Финансовые парочки», «Разрезные купюры».

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Так же нужно  включать пособия на установления последовательности действий для изготовления какого-то продукта.

(«Откуда хлеб пришел?»«Как появляется книга?»«Строительство дома»

«Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы).

          Большую роль в подготовке и проведении игр, бесед, занятий сыграло использование            

          художественной литературы. Дети познакомились с книгами по финансовой               

          грамотности, такие как Т.Попова «Откуда берутся деньги?», «Сказки дядюшки            Хочу такой сайт

          Финансиста», Успенский «Простоквашино».

           Конечно же, мы вспомнили и про «Муху-Цокотуху» К. Чуковского, «Золотой  

           ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого и др. «Мена».

Не остались в стороне пословицы и поговорки о труде, деньгах, бережливости, добропорядочности. Дети с удовольствием собирали «Рассыпавшиеся пословицы», которые были оформлены в виде иллюстрированных карточек. 

Составлен и оформлен «Экономический словарик», к нему подобраны предметные картинки.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, использовала проектную технологию, проект «Юный финансист» в ходе которого дети узнали о деньгах, о цене товара, посмотрели презентацию «История денег», мультфильм «Как старик корову продавал». Было проведено занятие «Дом, в котором «живут» деньги», дети узнали, что банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования. В свободное время дошкольники старших групп могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер»«Монополия»«Денежный поток», закрепляя тем самым экономические понятия. В эти игры играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев.

В старшем дошкольном возрасте проводила с детьми познавательные занятия, доносила до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.

Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проводила в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся,

 надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.

Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д.

 Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата- это упорный квалифицированный труд.

Разместила на сайте и в родительских уголках такие консультации для родителей:

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»,

«Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность»

Памятки: «Формируйте у детей разумные потребности», «Учите детей считать деньги».

Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения. В своей работе я убедилась, что использование инновационных технологий и форм работы оптимизирует образовательно-воспитательный процесс, делает его более привлекательным для детей, расширяет возможности подачи и закрепления материала.

  Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.02.2024

Дата обновления: 19.02.2024

Дата публикации: 18.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».