Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». Ващенко И.В.
31.01.2024
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.
Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.
Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.
Конечно же, все
знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают
настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов,
петушков и т. д.О народных
промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет
слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать,
что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут
рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей
должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно
рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники
золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских
подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках,
родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство.
Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих,
как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из
дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т.
д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках
декоративно-прикладного искусства.Ребенок
обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку:
" Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да
ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не
забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица,
прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота -
посуда расписная! "А рассказ о гжели
можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с
алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в
России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела.
Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей
посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той
поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.Важно всегда
помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей
художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание
прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния,
которое мы призваны сохранить и умножить.Народное
декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания,
помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать
прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами
народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на
развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность,
красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей
умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных
мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует
духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой
гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные
предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и
добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в
семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы
вместе, мы рядом! "Эстетическое
воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности
ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека,
умеющего видеть и чувствовать прекрасное. Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях
по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому
необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке,
чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством
воображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.02.2024
Дата обновления: 02.02.2024
Дата публикации: 31.01.2024