Конспект занятия по декоративной пластилинографии по мотивам дымковской росписи «Лошадка». Средняя группа (дети 4-5 лет)
17.01.2023
Тип занятия: интегрированное
Вид занятия: игровое
Возрастная группа: средняя группа, дети
4-5 лет
Форма организации: групповая,
индивидуальная.
Интеграция областей: «Художественно -
эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Закреплять умение детей украшать
силуэты изделия, элементами дымковской росписи, используя пластилин. Продолжать
формировать интерес к декоративному творчеству.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Продолжать приобщать к истокам русской
культуры и народно-прикладному творчеству. Закреплять знания детей о дымковской
игрушке, элементах и цвета узоров. Закреплять умение детей создавать простейшие
элементы дымковской росписи (кружочки, точки, прямые линии). Продолжать учить
работать по образцу. Обогащать словарь: слобода, обжигать, расписывать
2. Развивающие задачи:
развивать творческую активность в
процессе нетрадиционной техники – пластилинографии; умение самостоятельно
создавать элементы дымковской росписи из пластилина: круги, прямые линии,
точки, использовать цвета в соответствии с образцами дымковской росписи; мелкую
моторику рук.
3. Воспитательные задачи:
воспитывать интерес и любовь к
русскому народному искусству, уважения к труду народных мастеров;
вызывать желание украшать шаблон
игрушки, рассматривать и создавать узор дымковской росписи;
Оборудование: Дымковские игрушки
(или иллюстрации)
Раздаточный материал: Вырезанные шаблоны
дымковской лошадки на каждого ребенка, пластилин цветной, стеки, салфетки.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций из серии
«Дымковская роспись», дымковских игрушек. Чтение стихов и потешек об дымковских
игрушках,
ритмические игры «Конь», «Лошадка»
1. Вводная часть.
Организационный момент
Сегодня к нам в группу прискакали вот такие
маленькие лошадки (белые шаблоны дымковской лошадки) и рассказали мне, что они были
в Слободе Дымково и видели там красивых нарядных лошадок. Слобода –
это такое старинное слово, в наше время это село или поселок. Там живут
мастера, которые делают вот такие красивые игрушки (показ игрушек)
Мастера глину замесили,
Козлов, барашков налепили.
В печке обожгли, белизну навели.
Яркие краски взяли
Кружочками, полосками игрушки расписали.
Словарная работа:
Мастера – это люди, которые умеют
хорошо что-то делать, в Слободе Дымково мастера лепят разные игрушки из глины и
обжигают их.
Обожгли, обжигать – это когда мастер, слепив игрушку, отправляют их в очень горячие печки
для просушивания. Такие изделия очень прочные.
Расписали, расписывать – это значит рисование узоров на готовых глиняных игрушках.
Посмотрите, какие наши лошадки
грустные, они хотят быть такими же красивыми, как все дымковские игрушки, и
просят вас помочь им. Поможем?
Чтобы помочь нашим печальным лошадкам,
предлагаю нам превратимся в настоящих дымковских мастеров.
Игра-превращение «В мастера
превратись»
Один, два, три,
четыре, пять (хлопаем в ладошки)
В превращалочку играй,
(берутся за ручки)
Два шага налево
(выполняют движения согласно тексту)
Два шага направо
Глазки мы закроем
Глубоко вдохнем
(дыхательное упражнение)
И тихо, тихо выдохнем
Вот теперь мы мастера!
2. Основная часть
Чтобы расписать лошадок,
давайте рассмотрим игрушки и вспомним из каких элементов состоит узор (круги
большие и маленькие, точки, прямые и волнистые линии)
А какой главный цвет у дымковской
игрушки? (белый) Какие цвета используют мастера в росписи? (яркие краски:
красный, синий, зелёный, жёлтый) Ребята, вам понравились дымковские игрушки? Вы
хотите, чтобы наши лошадки стали такими же красивыми?
Сейчас посмотрите, как мы будем
расписывать лошадку. Только расписывать мы будем не краской, а пластилином.
- сначала мы закрашиваем гриву и
хвостик, для этого берём чёрный пластилин, отщипываем маленькие кусочки, и
хорошенько примазываем к лошадке там, где грива и хвост. А что ещё у лошадки
чёрного цвета? Правильно, копыта, они у лошадки тоже чёрные (показ способа
воспитателем)
- затем берём красные пластилин,
раскатываем длинную тонкую колбаску и делаем полоски. Где у лошадки полоски?
(на туловище и ногах). Покажите, каким движением мы будем раскатывать колбаски.
Правильно, прямыми движениями ладоней. Колбаску можно раскатывать между двух
ладоней, можно одной на столе. (вызвать 1-2х детей показать пример)
- потом берём зелёный пластилин,
раскатываем длинную колбаску и делим стеком на одинаковые маленькие части,
каждую часть раскатываем в шарик и сплющиваем пальчиками, чтобы получился
кружок. Прикрепляем к лошадке, как показано на рисунке. Какими мы будем
раскатывать шарик? Круговыми. Покажите, как это делается, как сплющиваем
пальчиками шарик до образования круга, и как крепятся круги к лошадке (вызвать
1-2х детей для показа)
- от желтого пластилина отщипываем
маленькие кусочки, раскатываем пальчиками маленькие шарики, сплющиваем и
прикрепляем. Не забываем про ушки, они у лошадки тоже жёлтые.
Перед тем, как приступить к работе,
давайте немного разомнёмся
Физминутка:
Раз – подняться,
подтянуться,
Два – согнуться,
разогнуться,
Три – в ладоши
три хлопка,
Головою три
кивка.
На четыре – руки
шире,
Пять – руками
помахать,
Шесть – на место
сесть опять.
А теперь приступайте к работе мастера.
Старайтесь, чтобы работы были
аккуратными и красивыми.
Ну-ка мастера потрудитесь, раскрасьте лошадку, не ленитесь.
Дети приступают к работе.
Самостоятельная работа детей (помощь детям по необходимости)
3. Заключительная часть.
А сейчас нам пора обратно превращаться
из мастеров в детей детского сада. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут
же станем снова детьми.
Один, два, три,
четыре, пять,
Вот и дети мы опять.
Рефлексия
- Скажите, вам понравилось наше
превращение в мастеров?
- Какую игрушку мы с вами расписали?
- А где делают и расписывают таких
лошадок (Дымково), поэтому и узор называется дымковский
- Как думаете, детям и взрослым нужны
такие игрушки, работы Дымковских мастеров.
Давайте ещё раз полюбуемся какие
красивые лошадки у нас получились
Худ.слово:
«Все лошадки не
простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как
березки,
Кружочки, волны,
точки.
Простой казалось бы
узор,
Но отвести не в силах
взор».
Вот наши лошадки засветились, заиграли яркими красками.
До вечера они останутся в нашей группе, чтобы ими могли полюбоваться ваши
родители, а потом ускачут в Слободу Дымково к своим новым друзьям дымковским
игрушкам.
Сегодня вы были отличными мастерами
дымковской росписи.
Я горжусь вами! Спасибо за вашу работу, мастера.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.03.2023
Дата обновления: 14.03.2023
Дата публикации: 17.01.2023