17.05.2022
Слайд 2. Что такое
познавательное развитие ребёнка? Об этом можно написать большую умную лекцию, а
педагоги-практики скажут просто: «Это умение поддерживать детское любопытство,
не отмахиваться от многочисленных вопросов детей, а отвечать на все их бесконечные:
почему? зачем? откуда? Помогать самостоятельно находить ответ»
Дошкольный возраст – это возраст
почемучек, и познавательное развитие происходит не только в организованной
образовательной деятельности, но в большей степени в течении всего дня: в
режимных моментах, на прогулке, в игровой и продуктивной деятельности. Любое
событие, специально организованное или возникшее спонтанно, может
способствовать познавательному развитию ребёнка.
Я работаю в разновозрастной группе нашего
детского сада. И сегодня хочу рассказать о познавательной деятельности,
возникшей спонтанно, часто по инициативе детей.
Слайд 3. Познавательная
деятельность (экспериментирование, наблюдение, ознакомление с окружающим миром)
проводится со всей группой или с подгруппой заинтересованных детей. При этом
старшие дети активно участвуют в деятельности, обсуждении и формулировании
выводов. Младшие же дети выступают в роли наблюдателей, со временем и при
поддержке воспитателя и старших детей включаются в познавательную деятельность.
Происходит обогащение сенсорного и
моторного опыта малышей, обогащение знаний об окружающем мире, формируются
предпосылки исследовательской деятельности.
Слайд 4. Чтобы обеспечить
интерес и активность всех детей группы, я избегаю длинных бесед и объяснений,
больше использую активные методы исследования, наглядный материал, коллективные
игровые опыты, обсуждения, хоровые ответы на заданный вопрос.
Слайд 5. Каждый день дети
несколько раз моют руки, и это занятие превращается в торопливую обыденную
необходимость. Но стоит чуть-чуть задержаться в умывальной комнате,
гигиеническая процедура, с подачи воспитателя, превращается в познавательную деятельность
и сразу возникает множество вопросов: зачем надо мыть руки? Зачем закатывать
длинные рукава? Почему нельзя ходить в мокрой одежде? Можно ли намылить сухое
мыло? Отмоется ли краска или пластилин водой без мыла? Чем опасна горячая вода?
Получится ли надуть мыльный пузырь? И др. По возможности, проверяем на
практике, ищем ответы, формулируем выводы.
Слайд 6. Зимой из-за морозов иногда отменяются прогулки. Однажды
спросила детей: «Мы не пошли на улицу, потому что холодно. А что будет, если
принести в тёплую группу снег?» Мы беседовали с детьми и вспомнили, как можно
узнать свойства снега (ответы детей:
рассмотреть, потрогать, сжать в кулаке, подержать на ладошке и др.),
рассказали о знакомых свойствах (ответы
детей: снег белый, холодный, мягкий, можно слепить снежок, в тепле тает, руки
от снега замерзают) Принесла в группу снег, и дала детям возможность свободного
экспериментирования.
Слайд 7. Свободное
экспериментирование – это возможность на практике проверить свойства снега и
свои знания, и узнать что-то новое. Например:
снег не проходит через воронку, быстро тает в тёплой воде, даже в тёплой группе
от снега мёрзнут руки
Слайд 8. Все знают, что
вокруг нас находится воздух. А можно ли почувствовать или увидеть воздух? Как
создать движение воздуха? Что можно сделать с помощью воздуха? Где люди
используют воздух? (Ответы детей: надо
подуть или помахать, вентилятор дует, можно надуть шарик и мыльные пузыри, папа
колёса накачивает). Вместе с детьми делает то, что доступно в детской
деятельности.
Такую познавательную деятельность можно сочетать с ручным трудом (для старших –
изготовление веера, для младших – разукрашивание готового веера), с подвижными
играми с воздушными шариками, с играми с мыльными пузырями.
Слайд 9. Одуванчиковая
поляна. Одуванчик – один из первых цветов, с которым знакомятся дети. Каждое
лето мы учим стихотворение Серовой Е.К.
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик,
подрастёт, нарядится в беленькое платьице,
лёгкое, воздушное, ветерку послушное»,
а
потом весь процесс наблюдаем на прогулке, запоминаем название, изучаем строение
цветка, условия для роста и созревания семян. Вопросы для старших детей: Зачем
одуванчику зонтик? Что нужно, чтобы семена полетели? От чего зависит дальность
полёта? Малыши пока просто учатся находить одуванчики и сдувать пушистые
зонтики, запоминают название.
Слайд 10. Человек.
Возможности моего тела.
Такая экспериментально-познавательная деятельность проводится только под моим
контролем, с особой осторожностью, чтобы не причинить вред здоровью детей. Дети
хотят знать возможности своего тела, сравнивают свои достижения с достижениями
своих товарищей, потом мы пытаемся объяснить, почему у одного ребёнка упражнение
получается хорошо, а у другого пока не получается, и что нужно делать, чтобы
добиться успеха (заниматься физкультурой,
ходить в спортивную секцию и др.)
Слайд 11. Бывает, что у
некоторых детей, во время познавательной деятельности (ознакомлении с
окружающим миром, проведения опыта), может возникнуть чувство страха, неприязни
или брезгливости к какому-либо объекту или действию. В таких случаях я не
настаиваю на участии ребёнка в действии, даю ему время привыкнуть к
обстоятельствам, своим примером и примером других детей показываю, что – это не
страшно.
Слайд 12. Очень интересная деятельность возникла у нас несколько лет
назад, совершенно случайно, в детском саду из-за аварии отключили свет. Что
такое темнота?
Ответы детей:
Это когда ничего не видно. Темно бывает, если закрыть глаза. Темнота бывает
ночью. Солнце светит ярко, поэтому днём светло. Луна светит мало, поэтому ночью
темно. В комнате становится темно, если выключить свет. Выключаем свет, оцениваем обстановку, описываем свои
ощущения.
Слайд 13. Первый вывод, к которому подвожу детей: темноты
не надо бояться. И уже потом развиваем познавательную деятельность. Показываю
детям разные фонарики. Экспериментируем со светом. Наслаждаемся процессом.
Затем обобщаем полученные знания: маленькая лампочка – мало света, большая
лампа – много света. Если включить большую лампу, будет светло. А если включить
фонарик, он осветит только маленькое пространство. Фонарики бывают разные, чем
больше фонарик, тем больше света.
Слайд 14. Задаёмся
вопросом: что можно делать в темноте? Можно играть в
словесные и пальчиковые игры, построить домик, и сидя там с фонариком,
рассказывать друг другу разные истории. В темноте можно показывать теневой
театр: на ширме, на стене, и даже на потолке
Слайд 15.
Для взрослых людей всё это известно и
обыденно,
а для детей это очень интересно и познавательно!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.03.2023
Дата обновления: 22.08.2023
Дата публикации: 17.05.2022