Презентация опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе»
24.12.2021
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму.» Китайская пословица
Я работаю в разновозрастной группе нашего
детского сада.
Разновозрастная группа имеет свои
особенности как в организации режимных моментов, так и в организации
образовательной деятельности и окружающей предметно-развивающей среды.
Дети
разного возраста различаются внутренним ритмом жизнедеятельности, уровнем
самоконтроля: у младших детей недостаточно развита сосредоточенность, быстрее
происходит пресыщение одним видом деятельности, им необходима более быстрая
смена вида деятельности, старшие дети способны к более длительным действиям,
углублённому погружению в выбранный или заданный вид деятельности. При этом у
детей разного возраста разный багаж знаний и личного накопленного опыта.
В возрасте 3-х лет дети еще не могут
оперировать знаниями без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем
большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все
связи опытным путём. Малышам важны неоднократно повторяющееся сенсорные
обследования предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
После 5 лет начинается этап, когда детская исследовательская деятельность обогащается
более сложными манипуляциями с объектами исследования, приобретает черты
осознанного экспериментирования.
Сегодня я расскажу об организации
опытно-экспериментальной деятельности детей в нашей группе.
Организуя уголок экспериментирования и
опытно-экспериментальную деятельность детей я ставлю перед собой следующую
цель: развитие умений ребенка
взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" и
естественных условиях как средствами познания окружающего мира;
учитываю требования ФГОС, а так же сочетание предметов и безопасность
обстановки для всех возрастов группы, то есть, учитываю, особенности детей от 3
до 7 лет, думаю об охране здоровья каждого ребенка, его познавательном развитии,
о создании позитивного настроения. Стараюсь по возможности создать для каждого
ребёнка такие условия, в которых он сможет попробовать себя в деле, проявить
знания и изобретательность. Это помогает каждому ребенку поверить в себя,
развить инициативность, волю, усидчивость.
Учитывая условия безопасности, я разделила
уголок экспериментирования на две части:
1.
ДОСТУПНАЯ,
находится в группе. Здесь расположены книги, картинки/фото, альбомы, наборы
игрушек «Животные», «Фрукты/овощи», коллекция ткани и другое, что не
представляет опасности для малышей.
2.
ЗАКРЫТАЯ,
находится в спальне в закрытом шкафу. Здесь расположено всё оборудование
(различные ёмкости, воронки, ситечки, трубочки и др.) и материал (разные
семена, природный материал, рукотворные предметы и др.) для экспериментальной деятельности.
Дети
знают о расположении закрытого шкафа, его содержимом, и при возникновении
желания, просят о проведении экспериментов и опытов.
Экспериментальная деятельность проводится
со всей группой или с подгруппой заинтересованных детей. При этом старшие дети
активно участвуют в деятельности, обсуждении и формулировании выводов. Младшие
же дети выступают в роли наблюдателей, со временем и при поддержке воспитателя
и старших детей включаются в экспериментальную деятельность.
Организация опытно-экспериментальной
деятельности в нашей группе бывает: запланированная и спонтанная.
ЗАПЛАНИРОВАННАЯ,
проводится один раз в неделю по моей инициативе, для ознакомления детей с
новыми видами опытов и экспериментов, требует предварительной подготовки и
оборудования. Я организую работу таким
образом, чтобы дети могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат
опытов, могли самостоятельно или с помощью взрослого повторить опыт, показанный
взрослым. При таком взаимодействии ребенок овладевает экспериментированием как
видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Перед
проведением экспериментальной деятельности, мы с детьми обязательно повторяем
правила безопасного поведения во время данного занятия.
Занятия
детского экспериментирования имеют общую последовательность:
Создание проблемной ситуации.
Целеполагание, постановка задачи.
Выдвижение гипотез, предположений.
Подбор оборудования и материала.
Проведение опыта. (при изучении нового материала
показываю сама, затем подключаю детей)
Если предположение подтвердилось: формулирование
выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: выдвижение
новой гипотезы и её проверка, формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо
ответить вопросы:
Что нужно сделать для решения задачи? Какое
оборудование мне нужно? Что я делаю? Почему я так делаю? Что получилось в результате? Можно ли сделать по-другому?
Младшие дети сначала наблюдают за проведением
опыта, постепенно включаются в работу, выполняя простые механические
манипуляции (переливание воды, наполнение формы, обследование объекта и т.д.)
Происходит обогащение сенсорного и моторного опыта малышей, формируются
предпосылки исследовательской деятельности.
Для примера можно взять занятие по изучению
свойств снега (знакомая тема, занятие проводится в группе) – младшие дети
вместе со старшими участвуют в исследовании свойств снега, по возможности
отвечают на вопросы.
Проблемная ситуация. На улице холодно, я хочу слепить снеговика в группе и оставить его.
Целеполагание, постановка задачи. Нужно вспомнить или изучить свойства снега.
Выдвижение гипотез, предположений. Если принести в группу снег, слепить снеговика можно, но в тёплом помещении он растает.
Подбор оборудования и материала. Таз со снегом, совочки/ложки, небольшие ёмкости.
Проведение опыта. Как мы
можем узнать свойства снега? (рассмотреть, потрогать, сжать в кулаке,
подержать на ладошке и др. Выяснили: снег белый, холодный, мягкий, можно
слепить снежок, в тепле тает, руки от снега замерзают)
Предположение подтвердилось: закрепляем знания. И даю детям возможность для свободного экспериментирования, чтобы ответить на вопросы, возникшие в ходе проведения опыта: что получится если наполнить формочку снегом? что будет если опустить снег в воду? И др.)
Занятие по очищению (фильтрации) воды (новая
тема) – младшие дети наблюдают за опытом, затем учатся переливать воду из
сосуда в сосуд через воронку.
Проблемная ситуация. Я хочу пить, а у меня только грязная вода
Целеполагание, постановка задачи. Нужно очистить воду. Как это сделать?
Выдвижение гипотез, предположений. Переливать из сосуда в сосуд. Провели – нет нужного результата. Выдвигаем новую гипотезу. Так как для детей это новая тема, помогаю им наводящими вопросами.
Подбор оборудования и материала. Рассматривание оборудования на столе (ложки, ситечки, воронки, ватные диски)
Проведение опыта. Показываю способы фильтрации через ситечко и через ватные диски.
Сравниваем
результаты. Дети самостоятельно проводят опыт.
Формулирование выводов: чтобы очистить воду от мусора, её надо профильтровать. Чем меньше дырочки
у фильтра, тем больше мусора он задержит.
СПОНТАННАЯ
опытно-экспериментальная деятельность, может проводиться каждый день, возникает
в ходе режимных моментов, разных видах деятельности или по инициативе детей, не
требует предварительной подготовки.
Я
очень люблю этот вид деятельности. Чтобы обеспечить интерес и активность и всех
детей группы, избегаю длинных бесед и объяснений, больше использую активные
методы исследования, наглядный материал, коллективные игровые опыты, хоровые
ответы на заданный вопрос. Экспериментирование
начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих
заданий.
В
спонтанных экспериментах одинаково участвуют и малыши, и старшие дети, каждый
выполняет доступные его возрасту и знаниям действия. Длиться эксперимент может
от двух минут до получаса, в зависимости от интереса детей.
Например, при мытье рук возникают
вопросы: зачем надо закатывать длинные рукава? Можно ли намылить сухое мыло?
Отмоется ли краска или пластилин водой без мыла? И др. Проверяем на практике,
находим ответ.
Игровой опыт «Какой волчок лучше крутится?» Младший ребёнок
наблюдает и включается в действие.
Ткань. Какая она бывает? Что можно сделать
из разной ткани? Детям не интересна коллекция в привычном классическом
варианте, где экспонаты нельзя трогать руками. Детям интересно потрогать,
помять, сложить и скрутить в трубочку, сравнить ткань на ощупь. Поделиться с
товарищами своими знаниями и впечатлениями.
Можно
ли почувствовать воздух? Как создать движение воздуха листом бумаги, веером?
Опыт можно сочетать с ручным трудом:
*для старших – изготовление веера
*для младших – разукрашивание готового веера
В темноте, или для чего нужен
фонарик? Выключаем свет, оцениваем обстановку, описываем свои ощущения.
Показываю детям разные фонарики. Экспериментируем со светом. Наслаждаемся
процессом. Первый вывод эксперимента, к которому подвожу детей: маленькая
лампочка – мало света, большая лампа – много света.
Одуванчиковая поляна
Вопросы для старших детей: Зачем одуванчику зонтик? Что нужно, чтобы семена
полетели? От чего зависит дальность полёта?
Малыши пока просто учатся находить одуванчики и сдувать пушистые зонтики.
Человек. Возможности моего тела.
Такие эксперименты проводятся только под моим контролем, с особой
осторожностью, чтобы не причинить вред здоровью детей.
Экспериментирование в поведенчиских
действиях. Что может произойти, если?... (предполагаемое физическое
воздействие). При агрессивных действиях вместо ребёнка партнёра используем
крупные модули.
Бывает, что у некоторых детей, во время
проведения эксперимента или опыта, может возникнуть чувство страха, неприязни
или брезгливости к какому-либо объекту или действию. В таких случаях я не
настаиваю на участии ребёнка в действии, даю ему время привыкнуть к
обстоятельствам, своим примером и примером других детей показываю, что – это не
страшно.
Работу
по экспериментированию в нашей группе я буду продолжать и стараться сделать её
ещё более интересной и продуктивной.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.03.2023
Дата обновления: 14.03.2023
Дата публикации: 24.12.2021