23.05.2022
Сегодня многие родители стремятся как
можно раньше научить своего ребенка читать и писать, рассматривая данные навыки
как показатели высокого уровня развития ребенка.
Но чтение и письмо – это только необходимые средства, которыми на
определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного
развития. Известно, что качественно овладеть
чтением и письмом невозможно без:
* четкого и
безошибочного различения на слух всех звуков речи;
* правильного и
четкого произношения звуков;
* владение звуковым
анализом и синтезом слов, позволяющими безошибочно определять количество звуков
в слове и порядок их следования друг за другом.
Все перечисленные
процессы взаимосвязаны, нарушение или несформированность одного из них приведут
к негативным результатам.
Самая частая ошибка родителей состоит в
том, что с ребенком учат названия букв, а не звуки. Например: «ША», а не «Ш», «БЭ», а не «Б» и т. п. Это затрудняет слияние звуков при
чтении слогов, в результате чего формируется побуквенное чтение. Вместо «МА – ША» дети читают:
«МЭ – А
– МА, ШЭ – А – ША, МАША», что усложняет и удлиняет путь к чтению целыми
словами.
Многие родители, едва научив ребенка
читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок
скорее приучится к самостоятельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что
интеллектуальное развитие детей к 6 – 7 годам, их интересы и сведения об
окружающем требуют чтения уже довольно сложных книг, а техника чтения
значительно отстает от этого уровня. Даже дети, начавшие читать с 5-летнего
возраста, не могут читать столько, сколько нужно для удовлетворения
любознательности. Чтение же родителями развивает
мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Кроме
того, ребенок учится эмоциональному, выразительному чтению. Таким образом, в
период обучения ребенка чтению в семье должны быть как книги с короткими
рассказами и сказками, понятные и с крупными буквами, пригодные для
самостоятельного чтения, так и более сложная детская литература, необходимая
ребенку по возрасту.
Будет полезно, если родители позаботятся и о
подготовке руки ребенка к графической деятельности, так как обучение письму
проводится по специальной методике безотрывного письма. Значимы также упражнения,
как рисование, копирование, обводка,
штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики.
Все это развивает
мелкие мышцы руки, пространственную ориентировку и является необходимым
компонентом навыка письма. Можно включить в занятия и рисование по точкам на
клетчатой бумаге, в будущем это поможет детям ориентироваться в тетради.
Родители, дети которых
предпочитают чаще использовать левую руку в обычных практических ситуациях,
лучше до начала обучения проконсультироваться у психолога с
целью определения истинности леворукости.
Помните, что обучение
родному языку – сложная и трудоемкая для ребенка работа, будьте дружелюбны и
уважительны к нему. Он должен почувствовать, что эти обучения – не скучная
неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он
обязательно должен выиграть. Хвалите и поощряйте его малейшие успехи и будьте
терпеливы при не удачах.
Желаем родителям радостного и
творческого труда, а вашим детям – веселого и увлекательного путешествия
по дороге к Азбуке!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.05.2022
Дата обновления: 23.05.2022
Дата публикации: 23.05.2022