05.12.2021
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов
деятельности дошкольника.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи
окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их
любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач
воспитания в детском саду. В центре развития - ребенок
исследователь, экспериментатор. Важно предоставить детям
возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Освоение
свойств и отношений предметов – сложный процесс, в основе которого лежит
соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития
дети выделяют все многообразие свойств, которым обладает предмет. Чем богаче
опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и
отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени - освоить
обобщение, научиться упорядочивать, группировать и
классифицировать по свойствам. Одним из эффективных средств, обеспечивающих
успешность познания, является использовании е детьми моделей и активное участие
в процессе моделирования.
В детском саду уделяется много внимания детскому
экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей,
создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.
В группах оборудованы уголки
экспериментирования,
где
находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань,
специальные приборы (весы, часы и др.,
неструктурированные материалы (песок, вода)
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и
конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом
для эксперимента.
Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много
интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что
быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла,
пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду.
Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными
физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям
растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар).
Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами
ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без
ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа,
необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить
результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует,
у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому.
Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не
подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у
него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб
и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность
дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх
ступень за ступенью в познании окружающего мира. Для этого необходимо соблюдать
некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего
мы проводим опыт);
2. Подберите материалы (список всего необходимого для
проведения опыта);
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по
проведению эксперимента);
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата);
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное
– безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей
дошкольного возраста:
Мыльные
пузыри:
Цель: Сделать раствор для
мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья
посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны
получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя
структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться
в тонкий слой.
Цель: Выяснить, что
не все предметы тонут.
Материалы: жидкость,
предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно
опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а
какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из
дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что
сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных
стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку
предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы
соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же
стаканах.
Вывод: Сахар и соль
растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что
при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные
стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду
в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая
вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять
синюю краску, должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять
красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении
красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что
ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить
небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок
ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань
впитывает воду, и сама становится мокрой.
Разбудите в ребёнке желание познавать этот мир!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2021
Дата обновления: 05.12.2021
Дата публикации: 05.12.2021